Наши контакты
График работы
с 09:00 до 21:00
Без выходных

Методика Гмошинской

Методика Гмошинской

Методика грудничкового рисования давно занимает одно из ведущих мест среди популярных программ раннего развития детей в Европе. Россия и страны ближнего зарубежья узнали об этой обучающей системе благодаря врачу-педиатру, доктору медицинских наук Марии Гмошинской. Взяв за основу наработки европейских коллег, она смогла предоставить родителям и воспитателям детских центров развития принципиально новую программу, получившей название «Художники в памперсах». Эта методика позволяет развивать сенсорику и тактильное восприятие малыша, стимулирует формирование основных психических способностей и творческий потенциал юных учеников. Мария Гмошинская также является автором множества практических пособий для учителей, наиболее известные среди которых – «Мир глазами ребенка» и «Творчество с младенчества или Художники в памперсах».

Примечательно, что идея создать эту методику появилась у Марии спонтанно. Проводя практическую часть своей научной работы по теме грудного кормления, педиатр столкнулась с необходимостью организовывать досуг ребятишек, которые посещали дошкольное учреждение. В качестве познавательных занятий педагоги разработали специальные уроки по рисованию. В группу, куда входили ребятишки 1,5 – 2 лет, был приглашен малыш, которому исполнилось всего 5 месяцев. Тем не менее, его родители решили не откладывать обучение рисованию на потом и сами приняли активное участие в обучении своего ребенка. Итогом такой деятельности стал первый альбом из 200 «картин» юного художника, изданный через полгода после начала занятий. Именно так и появилась задумка о создании первой в России методики пальчикового рисования.

Основные правила обучения

Наиболее подходящим возрастом для начала художественной деятельности автор считает возраст 6 – 7 месяцев. Именно в этот период малыш уже способен взаимодействовать со взрослыми и у него уже хорошо развит познавательный интерес к новым предметам и новым событиям. Однако неподготовленного в физиологическом смысле ребенка еще рано допускать к таким занятиям. Иными словами, будущий художник должен уметь хорошо сидеть и ощущать себя при этом уверенно.

Перед началом проведения занятий взрослым желательно запомнить следующее:

·         Первые уроки не превышают по времени больше 3 – 5 минут. Здесь все зависит от настроя и самочувствия малыша. Если родители замечают, что их чадо устало или утратило интерес к рисованию – занятия лучше прекратить или переключиться на что-либо другое. Постепенно продолжительность увеличивают до 15 – 20 минут.

·         Проводить уроки рекомендовано в первой половине дня, после завтрака, при естественном освещении. Это время считается наиболее благоприятным для восприятия маленьких художников.

·         Занятия рисованием следует проводить систематически. Детям до одного года Мария Гмошинская предлагает «работать» 1 – 2 раза в неделю, далее периодичность уроков можно увеличивать, в зависимости от желания ребенка.

Чем нужно запастись для рисования с детьми?

Обычный альбом для рисования маленьким детям совершенно не подходит, так как формат бумаги А4 не дает маленькому художнику нужной свободы действий. В качестве вспомогательного материала взрослым необходимо приобрести:

·         Качественные краски в пластиковых баночках с широким горлышком. Особое внимание следует уделить составу красок – это может быть гуашь или акварель отечественного производства, нетоксичная и сертифицированная.

·         Большой кусок клеенки, которой можно будет покрыть пол перед занятием.

·         Большие листы ватмана, при этом их вполне можно заменить рулоном бумажных обоев.

·         Влажные салфетки гиппоалергенного вида.

·         Специальную одежду, которая одновременно не стесняла бы движений малыша и не вызывала бы сожалений по поводу того, что она испачкается.

Как правильно проводить занятия по рисованию

Сам процесс обучения предусматривает постоянный вербальный контакт с малышом. Приступая к рисованию, ему необходимо объяснить, чем он будет сейчас заниматься, показать краски и бумагу. Для начала ребенку можно предложить набор из двух цветов, впоследствии их количество постепенно будет увеличиваться. Воду ставить около ребенка не рекомендуется, так как он обязательно ее разольет или попытается выпить.

Как правильно, сразу в активную деятельность включаются лишь некоторые дети. В большинстве случаев юные художники с первых минут знакомства с новыми предметами для начала исследуют краску, сжимая и разжимая ее в кулачке. Интерес у ребенка вызывает пачкание, незнакомые ощущения при соприкосновении с краской,  хлюпанье  при сжатии краски пальчиками. Они могут размахивать руками и будут пробовать краску на вкус. В этом случае взрослые должны объяснять, что это вещество не едят, а им рисуют. Не нужно пытаться учить ребенка рисовать, водить его ручкой по бумаге. Маме или воспитателю в данном случае отведена роль постороннего наблюдателя. А это означает, что они просто сидят в сторонке, наблюдают и подбадривают, но ни в коем случае не вмешиваются. При этом очень важно следить за эмоциями ребенка, так как именно они являются индикатором настроя рисовать дальше. Резкое ухудшение настроения или попытка разбросать краски по полу можно считать сигналом к завершению занятий. По окончанию урока малыша нужно обязательно похвалить, чтобы стимулировать его интерес в дальнейшем.

Отпечатки

Когда малыш хорошо освоит технику пальчикового рисования, ему можно предложить поиграть в игру «Отпечатки».  Для этого на его ладошку наносится краска, и затем ставится оттиск на лист бумаги. После того, как этот след немного высохнет, попробуйте дорисовать необходимые элементы, с помощью которых малыш с восторгом узнает  на картинке  знакомые ему зверюшки или другие объекты. Таким образом можно изобразить утку, курочку, воробья, ежа, слоника, поросенка, овечку, медвежонка, лошадку, рыбку, осьминожка, дерево, куст, цветочек, кленовый листок и многое другое.  Все зависит только от воображения и желания взрослых.

После годовалого периода малышу можно давать кисточки. В этом периоде он уже рисует более осознанно. Тем не менее, не нужно стремиться сформировать из ребенка профессионального художника, ведь методика Гмошинской в первую очередь направлена на всестороннее развитие творческого начала у детей. 


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо