Наши контакты
График работы
с 09:00 до 21:00
Без выходных

Методика Монтессори

Методика Монтессори

Воспитывать гармоничную личность следует начинать из самого раннего возраста. Об этом хорошо осведомлены прогрессивные родители, которые стараются дать своим детям все самое лучшее. При выборе подходящего детского центра развития чрезвычайно важно уделить пристальное внимание методике, по которой работает конкретное учреждение. Наиболее популярной и действенной на сегодняшний день педагоги считают обучающую систему Марии Монтессори, которая в свое время произвела фурор в педагогической сфере.

Несколько фактов о самой методике

По роду своей службы Марии пришлось общаться с детьми, имеющими ограниченные возможности организма. Она изучала специализированную литературу с тем, чтобы понять, как помочь таким детям приспособиться к реалиям повседневной жизни. Монтессори пришла к выводу, что для них должна быть создана особая окружающая среда, где все детские проблемы и вопросы можно было бы решать при помощи развивающих игр. Целью таких занятий педагог видела адаптацию детей к общественной жизни, выработку у них умений и навыков самообслуживания. Примечательно, что при этом Мария совершенно не планировала увеличения уровня умственного развития таких детей. Тем не менее, результаты обучения по ее методу были просто изумляющими. Всего за год работы с талантливым учителем ее подопечные не только уравнялись в интеллектуальном плане со своими здоровыми сверстниками, но и некоторые смогли даже обойти их по многим показателям.

Систематизировав свои наработки, изучив теории многих известных психологов и педагогов, Мария Монтессори создала уникальную систему обучения детей, которая впоследствии была задействована в испытательном режиме в работе с обычными ребятами. Как оказалось, методика отлично работает при любых обстоятельствах, поскольку она очень просто адаптируется под любой уровень развития малышей и при этом учитывает все способности и возможности маленького человечка.

Стоит отметить, что по этой методике в свое время обучались наследники королевской семьи Великобритании – Генри и Уильям. Кроме того, благодаря этой системе всестороннее развитие в детстве получили также писатель Габриэль Гарсия Маркес, создатель Википедии Джимми Уэйлс, а также автор поисковой системы Гугл Сергей Брин.

В чем состоит суть методики?

В основе ключевой концепции разработки итальянского педагога лежит идея воспитания у малышей независимости и самостоятельности. Иными словами, взрослые должны организовать для маленьких учеников специализированное развивающее окружение, стимулирующее к самопознанию и самообучению. Роль взрослого или воспитателя при этом минимальна – он не должен вмешиваться в процесс с тем, чтобы дать возможность малышу достичь качественных результатом своими силами. В связи с этим Монтессори разработала главные принципы обучения:

·                       ребенок сам стремится вырасти для того, чтобы ощутить себя зрелым человеком;

·                       закономерное задание для каждого малыша – овладение знаниями и получение бесценного жизненного опыта;

·                       предоставленная ребенку свобода действий (под контролем родителей или воспитателей) в конечном результате заметно дисциплинирует его;

·                       малыш сам делает вывод, что учеба – это путь к взрослой жизни, поэтому он охотно посещает занятия.

Что находится под запретом в системе Монтессори?

Справедливо считая, что традиционные методы обучения не всегда эффективны в силу общего подхода ко всем детям, педагог обозначила определенные запреты в своей системе. Так во время учебного процесса категорически запрещается:

·         проводить сравнения между детьми;

·         задействовать метод соревнования;

·         давать оценку малышу по общепринятым стандартам;

·         использовать систему поощрений и наказаний;

·         заставлять ребенка что-либо выполнять против его воли.

В детском саду или в любом другом дошкольном учреждении, работающем по этой системе, малыш имеет право выбирать продолжительность и вид занятий, тип учебных материалов, окружающую обстановку, а также быстроту получения знаний. При этом родители и взрослые должны всегда поддерживать стремление к самостоятельности и уважать выбор своего малыша.

Какой должна быть система?

Для организации комфортного процесса обучения следует создать соответствующую обстановку – только тогда он будет отличаться высокой эффективностью. С этой целью необходимо уяснить три основных тезиса, четко сформулированные автором методики:

1.    Маленький ученик пребывает исключительно в центре событий.

2.    Около него организована специальная среда.

3.    Учитель является посторонним наблюдателем, а не руководителем.

Организация развивающей среды предусматривает несколько аспектов, в том числе возраст, рост и потребности каждого маленького ученика. Именно поэтому необходимо придерживаться следующих принципов обустройства окружающего малыша пространства.

·         Предметы обстановки следует подбирать под параметры ребенка, так как он будет сам заниматься выбором и перестановкой предметов, находящихся в комнате.

·         Помещение, где будут проходить занятия, должно быть обязательно просторным, светлым и иметь постоянный доступ свежего воздуха. При этом особое внимание следует уделить наличию естественного освещения комнаты.

·         Интерьер нужно оформлять в спокойных пастельных тонах, чтобы он не отвлекал детей от занятий. К слову сказать, Монтессори настоятельно рекомендует дополнять обстановку хрупкими предметами с тем, чтобы малыши учились правильно пользоваться ими и понимали их ценность.

·         В комнате необходимо предусмотреть доступ к воде, так как многие занятия предполагают ее использование, а также необходимость обучения пользования сантехникой. Именно поэтому автор методики рекомендует устанавливать в определенных местах умывальники и унитазы на доступном для детей уровне.

·         Дидактический материал обычно располагается в зоне доступа малыша, не выше уровня его глаз. Это необходимо для того, чтобы дети сами справлялись со своими потребностями, не привлекая к помощи взрослых.

·         Предметы и прочие пособия подбираться исключительно поштучно – такое положение вещей стимулирует детей к выработке правильного поведения в социуме. Действующий закон – кто первый вещь взял, тот ею и пользуется, учит ребят умению находить верный контакт между собой.

Разделение на зоны обучающего пространства

Корректное обустройство помещения, где проходят занятия, нужно тщательно обдумать заранее и осуществить его, распределив на отдельные зоны. Если строго следовать авторской позиции Монтессори, то таких секторов должно быть пять: зона математики, языка, космоса, сенсорики и практических навыков. В последние годы к ним стали добавлять другие зоны, к примеру, физической активности, музыки, танцевальную, иностранных языков, прочее.

Какие задачи выполняют каждый из указанных выше секторов, и как правильно оборудовать их?

Практическая зона, или сектор реальной жизни

Здесь дети учатся разговаривать со сверстниками и со взрослыми, уходу за собой и за тем, что их окружает. Поливать цветочки, кормить домашних животных, убирать в комнате, пользоваться предметами домашнего обихода, умение двигаться без шума, ходить по линии – эти и другие практические навыки доступны детям при нахождении в этом секторе. Для достижения поставленных целей педагоги рекомендуют использовать следующие обучающие материалы:

·  цветочные вазоны с растениями, леечки, срезанные цветы, ножницы;

·  веник и совок;

·  разнокалиберную посуду для переливания воды;

·  умные доски, скатерти;

·  полоски для наклеивания на поверхность пола.

Стоит отметить, что в качестве вспомогательного материала для учебы в этой зоне преимущественно используются настоящие вещи и объекты быта – игрушки в данном случае совершенно неуместны.

Математическая зона

В указанном секторе подбирается специальный материал, позволяющий не только освоить азы счета, выучить цифры и усвоить арифметические действия, но и стимулирующие развитие логики и способность систематизировать свои знания.

Для обучения педагогам необходимо:

·  цифры, выполненные из фактурного материала;

·  картонки с нанесенными числами;

·  линейки, метровые ленты, круги, разрезанные на секторы;

·  геометрический комод;

·  бусинки, которые дадут возможность освоить практические примеры счета.

Языковой сектор

В зоне обучения языку собраны предметы, позволяющие подготовить малыша к чтению, письму. Более того, здесь допускается присутствие вспомогательного материала, стимулирующего развитие сенсорных навыков и мелкой моторики. Читать, писать, развивать грамотную речь детям помогают:

·  мобильную азбуку и объемные буквы;

·  рисунки, рамочки для штриховки;

·  картонки для подсознательного чтения;

·  книжки и различные вкладыши.

Необходимо заметить, что печатные издания должны быть подобраны для разных возрастов, чтобы каждый ребенок смог найти то, что подходит именно ему.

Зона сенсорики

На этом участке собраны предметы, развивающие мелкую моторику, слух, осязание, зрение и умение различать температуру предметов, определять их вес. В данной зоне уместны следующие материалы:

·  цветные таблички, лоскутки ткани, геометрические фигуры, мешочки;

·  баночки для определения разных вкусов и ароматов;

·  цилиндры, колокольчики, башни, штанги;

·  теплые кувшины – для тактильного обозначения и сравнения температуры.

Следует сказать, что это далеко не весь перечень возможных предметов для сенсорной зоны. Подбирая их в комплексе, нужно ориентироваться на развитие какого-либо определенного органа чувств, чтобы малыши не отвлекались на ненужные действия.

Зона космоса, либо сектор естественного обучения

Познания об окружающей среде, первые понятия о биологии, зоологии, географии, поиск взаимосвязей между объектами и событиями – основные задачи обучения в этом секторе. Для достижения поставленных целей необходимо следующее оборудование:

·  собрание различных географических карт;

·  справочный материал по нужной тематике;

·  макетный образец солнечной системы, глобус;

·  семена и листья растений;

·  средства для проведения опытов и экспериментов.

Как проводятся уроки по системе Монтессори?

Название методики традиционно включает в себя слово «ранняя». Примечательно, что ее создатель полагала, что начать работать с малышом следует еще до его рождения. Говоря в общем, нужно сказать, что посещать занятия при необходимости малыш может уже с возраста в два месяца, вместе с мамой. Для них рекомендованы так называемые Нидо-группы, рассчитанные на детей от 2 месяцев до года-полтора.

Следующим этапом являются Тоддлер-группы, куда приводят малышей от 1,5 до 3 лет. У родителей есть возможность обеспечить занятия ребенку на полный день либо на половину, или же посещать уроки несколько дней в неделю. Все зависит от возможностей и предпочтений взрослых.

Стержневые занятия осуществляются для детей от 3 до 6 лет – такой период жизни наиболее благоприятный для приобретения качественных знаний и навыков. Весь процесс проведения уроков может осуществляться в трех основных видах:

·  групповые - уроки проводятся с ребятами, находящимися приблизительно на одной ступени интеллектуального развития, при этом остальные дети не мешают, а занимаются отдельно;

·  индивидуальные – необходимы для получения навыков работы с пособиями, проводятся с одним малышом, после чего он может дальше заниматься самостоятельно;

·  общие – предусматривают занятия всей группы; за короткий период времени дети получают необходимую информацию, затем начинают сами заниматься с дидактическими материалами.

Отрицательные моменты методики

Отзывов: 0 / Написать отзыв



Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо