Наши контакты
График работы
с 09:00 до 21:00
Без выходных

Методика Никитиных

Методика Никитиных

Расскажи мне – и я все забуду, покажи – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму. Эта древняя японская мудрость стала основополагающей при создании уникальной системы раннего развития детей, которую еще в 50-х годах разработали талантливые педагоги Борис и Елена Никитины. По своей методике они вырастили семеро собственных детей, несмотря на то, что такие приемы воспитания порой ввергали в шок их односельчан. Их малыши бегали босиком по снегу, выполняли сложные акробатические упражнения и поражали окружающих своей воспитанностью и интеллектом. Молодые Никитины очень хорошо учились в школе, перешагивая при этом через класс.

Благодаря Никитиным уже в 60 – 70-х годах прошлого века в Советском Союзе были заложены основы родительской педагогики. Дети, которых обучали по системе талантливых учителей, росли здоровыми физически и становились гармонически развитыми личностями с творческим и неординарным мышлением.

Концепция правильного воспитания детей

Никитины всегда говорили о том, что физический контакт с матерью особо важен для маленьких детей. Именно они рекомендовали мамам прикладывать к груди новорожденных сразу после их появления на свет, что было запрещено в советских роддомах. Кроме того, Никитины строго осуждали режим дня для школьника. Они считали, что жизнь по распорядку и принуждение к обязательным занятиям очень утомляет ребенка и отбивает у него охоту учиться. Задача взрослых, по мнению Бориса и Елены, состоит в том, чтобы создать все условия для поощрения желания у малыша учиться и развиваться. Притом не нужно ограничивать свободу ребенка коляской и манежем.

Отдельно стоило бы упомнить об ошибках многих родителей, которые мешают правильному воспитанию свободных личностей. Как считают Никитины, довольно часто родители впадают в две крайности, диаметрально противоположные между собой, а именно:

1. Чрезмерная забота.

Взрослые настолько опекают своих чад, что не дают им буквально дышать самостоятельно. Все занятия и физические упражнения такие ребята выполняют под строгим наблюдением родителей, что совершенно не способствует проявлению хоть какой-либо самостоятельности. В конечном результате инициатива малыша уничтожается в зародыше, и он просто не может правильно развиваться.

2. Изоляция ребенка от родителей.

В этом случае взрослые совершенно не уделяют времени своему малышу зачастую по причине большой занятости. При этом ребенок не голоден, хорошо одет и имеет много игрушек, но ему не хватает самого главного – обычного внимания мамы и папы. Отсутствие постоянного полноценного контакта с родителями может привести к эмоциональной бедности, а также к задержке психического развития.

Исходя из собственных наблюдений над такими детьми и их родителями, Никитины основали свою теорию воспитания подрастающего поколения на принципах естественности, близости к природе и творческого подхода.

Ключевые идеи методики Никитиных

Для того чтобы можно было постичь систему учителей-новаторов, следует подробно ознакомиться с ее основными принципами:

·         Физические упражнения.

Никитины были убеждены, что в работе с детьми не нужно организовывать какие-либо специальные уроки по физкультуре. Каждый ребенок имеет право сам решать, сколько он хочет  заниматься спортом. Для самостоятельных занятий в любое удобное для ребенка время Никитины рекомендуют установить в доме или квартире специальный тренировочный комплекс. Но при этом физические упражнения обязательно должны комбинироваться с иной деятельностью.

·         Участие взрослых.

Родители не имеют право игнорировать жизнь своих детей – они непременно принимают участие в тренировках и состязаниях ребят. Также взрослые не должны относиться равнодушно к навыкам и умениям детей, приобретаемых в ходе учебы.

·         Правильное кормление.

Прежде всего, детей любого возраста ни в коем случае нельзя кормить насильно. Вместе с тем, когда дело касается новорожденных, то в этом случае малыши должны получать еду тогда, когда они этого хотят. Не стоит выжидать «положенных» трех часов, как этого требовала советская медицина - такой подход совершенно неправильный с точки зрения воспитания свободной личности. То же самое касается малышей, которым уже исполнился один год.

·         Закаливание.

С самого раннего возраста Никитины рекомендуют проводить процедуры закаливания по специальной системе. Кроме того, для здоровья и самочувствия детей весьма полезны и воздушные ванны, при этом ребятишки не должны пребывать в абсолютно стерильной среде.

·         Обучение гигиене.

Этот процесс чрезвычайно важен, и начинать его желательно буквально с первых месяцев жизни. Конечно, современные родители избалованы памперсами, но даже сейчас следует как можно раньше отказываться от них, особенно в теплое время года, не исключая ночного сна.

·         Полная свобода.

Детей нельзя ограничивать, предоставляя им возможность познавать окружающий мир самостоятельно. Именно такой подход к воспитанию позволит им в дальнейшем занять активную позицию в жизни.

·         Знакомство с опасностью.

Не стоит ограждать малышей от вещей, которые несут потенциальную опасность для их здоровья. К примеру, чтобы выработать в будущем осторожность и научить их бдительности, им можно позволить слегка уколоть палец иголкой под присмотром взрослых. Притрагиваясь к горячей кастрюле, они навсегда запомнят, как нужно правильно себя вести с такими предметами, и что в этом мире не все безопасно для них.

·         Встреча с угрозой.

При виде открытого окна, едущего по дороге автомобиля и прочих потенциальных для ребенка угроз родитель может изобразить испуг и преувеличенное опасение. Способность детей перенимать привычки и поведение взрослых позволит им понять и  в дальнейшем опасаться таких обстоятельств.

·         Правильное обучение.

Знакомя малыша с новым предметом – вилкой, ложкой, карандашом или ручкой, необходимо с первых секунд закрепить их правильное положение в руке. В противном случае родители потратят много времени на переучивание.

Самое главное, о чем должны помнить взрослые – не давить своим авторитетом на детей, не навязывать им ярлыки и шаблоны. Ведь они являются помощниками и крепкой опорой для ребят, а не диктаторами-учителями.

Физкультура и спорт

Никитины вполне справедливо считали, что полноценного гармонического развития маленькой личности сложно достичь, уделяя время и внимание лишь интеллектуальной составляющей. Ведь дети познают мир в том числе и с помощью своего тела, и чем здоровее оно будет, тем качественнее становится процесс учебы. Поэтому педагоги считали, что организм детей не нужно перегружать сложной высококалорийной пищей, а привлекать их к активному образу жизни. Кроме того, малыши должны быть всегда одеты по погоде, при этом их не стоит излишне кутать, чтобы дети могли свободно двигаться. Также чрезвычайно важно как можно раннее знакомство ребенка со спортивными снарядами, которые обязательно должны находиться в доме.

Игры Никитиных, развивающие интеллект

Прежде, чем дать подробную характеристику наиболее известных игр, разработанных Борисом и Еленой Никитиными, следует отметить их главные принципы. Иными словами, предлагая обучающие игрушки детям, необходимо запомнить следующее:

·         Не нужно подсказывать малышу ход решения задачи или головоломки. Только так ребенок сможет научиться самостоятельности и получит возможность мыслить нестандартно.

·         Не стоит ждать от малыша молниеносных успехов. Если задача не поддается ему с третьего-четвертого раза – это означает лишь то, что такое задание ему пока не по силам.

·         Правильный ход решения в играх Никитиных всегда имеется в виде узоров, рисунков, пазлов или фигурок. Для того чтобы малыш смог самостоятельно понять, насколько эффективно он справился с задачей, он должен иметь возможность увидеть и потрогать подсказку.

Как правило, практически все игры, созданные Никитиными, имеют несколько правильных решений. Это не только стимулирует развитие фантазии детей, но и позволяет им и их родителям создавать абсолютно новые игры на базе старой.

Развивающая игра в понимании Никитиных – это набор задач, решать которые можно при помощи различных цветных кубиков, кирпичиков и деталек. Такие игрушки можно адаптировать под определенный уровень развития и заинтересованности ребенка. Эффективно развивать логическое и образное мышление у детей позволяют:

·         Рамки и вкладыши.

Комплект состоит из 16 рамок, в которые можно расположить вкладыши с изображением различных геометрических фигур. Игра рекомендована детям, начиная с годовалого возраста.

·         Придумай орнамент.

В комплект игры входит 16 деревянных кубиков, размер граней которых равен 3 см. Все стороны кубиков раскрашены в разные цвета. Процесс игры предусматривает их обязательное нахождение в коробке. Дети сначала рассматривают компоненты игры, затем могут выкладывать однотонную дорожку, после чего могут собирать разные узоры. Игра предназначена для ребятишек от полутора лет.

·         Дроби.

Комплектация игры предусматривает наличие трех фанерок формата А4 с расположенными на них разноцветными кругами одного размера. На первой фанерке изображен целый круг, на второй – разрезанный напополам, на третьей – поделенный на три части, и так далее. Игра рассчитана на детей от 3 до 5 лет, и помогает в совершенстве усвоить понятие дробей.

·         Уникуб.

Здесь имеются 27 деревянных кубиков, с помощью которых дети полутора - трех лет постигают мир трехмерного пространства. Игра учит внимательности и аккуратности в действиях.

·         Сложи квадрат.

Игра предназначена для ребят от двух лет и предусматривает 3 уровня сложности. В комплект входят квадраты, нарисованные на фанере и помещенные в специальные окошечки. Занимаясь такой игрушкой, ребята развивают цветоощущение, учатся логически мыслить и хорошо усваивают понятия целого и части.

Недостатки методики развития Никитиных

В любой системе обучения малышей обязательно найдутся как приверженцы, так и противники. В качестве отрицательных моментов, связанных с методами воспитания этих педагогов, можно привести следующие аргументы:

·         как вспоминали сами дети Никитиных, у них всегда были трудности с социальной адаптацией, что было вызвано спартанскими условиями жизни, отличием в одежде со сверстниками, перескакиванием через классы;

·         отсутствие эмоционального воспитания;

·         систематические знания по школьной программе были нарушены, так как у детей не было принуждения к изучению уроков.

Противостояние, которое оказывала традиционная советская система воспитания, тем не менее, стимулировало дальнейшее исследование методики Никитиных. В результате их система раннего развития стала чрезвычайно популярной не только в России, но и в зарубежье. А в начале 80-х годов все прогрессивно настроенные молодые родители стали активно перенимать опыт талантливых педагогов-новаторов.


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо