Наши контакты
График работы
с 09:00 до 21:00
Без выходных

Методики раннего развития

Методики раннего развития

Почти все родители нашего времени искренне считают, что их ребенок должен всесторонне развиваться буквально с первых месяцев жизни. Современные центры раннего развития дошкольников работают с малышами практически с первых месяцев их жизни, поэтому многие прогрессивные родители с большим удовольствием водят туда своих детей. Вместе с тем, некоторые представители старшего поколения не всегда позитивно относятся к такой деятельности дошкольных учреждений, считая, что таким образом родители лишают своих малышей беззаботного детства.

Как в таких случаях поступать самим родителям? Прежде всего, необходимо ознакомиться с существующими методиками, по которым работают такие центры. Детальное изучение особенностей методик, учет возможных недостатков и позитивных моментов позволят мамам и папам избежать ошибок в дальнейшем формировании навыков их чада.

Мы предлагаем вам небольшой обзор наиболее известных и действенных методик, которые с большим успехом применяются опытными педагогами. Их ключевой особенностью является упор на игровую форму занятий с детьми, в ходе которых малыши учатся ориентироваться в мире и справляться с возникающими задачами. Принимая во внимание огромное количество вариантов методологий, у каждого родителя имеется возможность выбрать наиболее подходящий способ обучения малыша, не упуская при этом драгоценного времени. Большая часть упомянутых методов была успешно испытана временем, приобрела хорошие отзывы от родителей и продемонстрировала себя с позитивной стороны.

Методика Гмошинской.

Другое название этой методики, давно известной в Европе  – «грудничковое рисование». Ее автор, доктор медицинских наук Мария Гмошинская, рекомендует работать с малышами, которые уже достигли шестимесячного возраста. Так называемая техника рисования в данном случае – пальцы и ладошки ребенка, иногда и ступни ножек. В роли рабочего инвентаря используются безопасные и гипоаллергенные краски, ватман больших размеров. Малыш опускает руки в баночку с краской и делает оттиски на бумаге в тех местах, где ему нравится.  Рекомендованное время для проведения занятий – утро, и оно не должно занимать более 2 – 3 минут, причем начинать желательно с красок красного и желтого оттенков. Сначала дети творят ручками и ножками, позже постепенно овладевают навыками рисования при помощи кисточек.

Раскрытие детского потенциала по методике Марии Монтессори

В теорию одноименной методики Марии Монтессори заложено развитие ребенка, которое основывается на двух основополагающих: доступной форме обучения в виде игры и независимости ребенка. Более того, данная методика базируется исключительно на индивидуальном подходе. Терпеливое ожидание проявления инициативы ребенка, своевременная подсказка и отсутствие навязывания процесса обучения – основные принципы применения этой методики. Данный метод раннего развития малыша рекомендован спокойным детям от полутора до семи лет. Развивающее окружение, в котором находятся дети, должно быть наполнено мебелью и специальным оборудованием, подобранными строго в соответствии с возрастом, ростом и пропорциям ребенка. Помещение должно быть просторным и предоставлять право выбора места для занятий самому ребенку. Все учебные пособия находятся в единичном экземпляре в зоне досягаемости детей. Общий принцип использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется , предусматривает в том числе умение договариваться между собой и первые навыки обмена. Взрослый, как правило, вмешивается в процесс развития малыша исключительно по его просьбе.

Методика Николая Зайцева.

Эта абсолютно новаторская методика получила широкое распространение во многих дошкольных учреждениях нашей страны. Ее создатель, талантливый педагог из Санкт-Петербурга, рекомендует навсегда забыть о классических приемах обучения чтения детей. Утверждая то, что старый метод негативно влияет на психомоторное развитие малыша, он предлагает инновационный дидактический материал в виде кубиков и специальных таблиц со словами. На каждую грань кубика нанесены не привычные нам слоги, а часть слова, которая может содержать комбинации разных букв. Методика применима к детям двухлетнего возраста, которые достаточно быстро овладевают навыками чтения. Такая цель достигается благодаря тому, что кубики предлагаются детям в различных размерах, изготовленные из дерева и металла, выкрашенные в разные цвета. В процессе игры-обучения дети с удовольствием сначала сливают буквы в слоги, затем слоги в слова. Своеобразное мелодичное пропевание сложенных блоков, слогов и слов чрезвычайно эффективно помогает усвоению материала. Конфигурация и размеры кубиков, блоков и прочих элементов тщательно продумана и способствует беспроблемному восприятию ребенком на расстоянии нескольких метров. Но при этом необходимо усвоить, что созданная в детском саду или в школе обучающая среда обязательно должна поддерживаться и в домашних условиях. Таблицы, развешанные по квартире, ненавязчиво помогут ребенку качественно усваивать полученные в детском саду или в развивающем центре знания.

Счетные палочки Кюизенера.

Основатель методики, бельгийский педагог Джордж Кюизенер предлагает в качестве дидактического материала специальные палочки длиной от 1 до 10 см, выкрашенные в различные цвета. Комплектация палочек по цветовому решению выполнена намеренно. Они специально соединены в группы по принципам похожего оттенка и кратности.

Объяснить математику детям, используя это изобретение, достаточно легко, начиная с 2-летнего возраста. Ребенку намного проще будет освоить счетные навыки, если у него будет возможность не только осмотреть предмет, но и пощупать его. Именно этот принцип заложен в основу данного способа обучения. Для работы с детьми предлагаются разные по величине комплекты счетных палочек, причем самый простой предполагает наличие 116 штук.

Методика Глена Домана.

Любой ребенок гениален, а своевременное развитие лишь стимулирует к этому – основополагающий тезис, взятый за основу при разработке данной методики. Врач-нейрофизиолог из Соединенных Штатов разработал карточки, с помощью которых можно обучать чтению и счету детей, достигших 6-месячного возраста. Данная методика в наши дни чрезвычайно популярна в разных странах, включая и нашу. Особенностью методики является то, что ее можно применять для развития как здоровых детей, так и детей с особыми потребностями. Поскольку малыши, как правило, воспринимают свою первую информацию посредством зрительных и слуховых анализаторов, то Доман основал свою методику именно на базе этих факторов. Показывая детям карточки с изображениями и надписями о животных, фруктах и прочем, взрослые содействую формированию согласованности между зрительным образом и словом. Практикой доказано, что дети, с которыми занимались по данной методике, в возрасте 2-4 лет свободно читали, осваивали математику, знали много различных фактов, имели хорошую физическую подготовку.

Методика раннего развития Никитины

Родители семерых детей, увлеченные педагоги Елена и Борис Никитины на собственном опыте разработали уникальную методику творческого и физического воспитания подрастающего поколения. По их мнению, каждый ребенок обладает максимальным потенциалом, а задачей родителей и воспитателей является организация специальной среды для развития возможностей и талантов малыша. Дети должны воспринимать спортивные снаряды как неотъемлемый атрибут домашней обстановки. При этом их не нужно излишне опекать, кутать в одежду, а хождение босиком должно войти в норму. Как считают авторы методики, родители ни в коем случае не должны мешать детям, навязывая им свою точку зрения. Более того, они обязаны помогать и формировать благоприятную среду для совершенствования навыков и нужных знаний, принимая во внимание способности и желание детей. Если говорить в общем, система Никитиных базируется на естественности, трудолюбии, близости к природе и творчеству. Ребята должны сами управлять собой и своим временем. Конечная цель воспитания по такой методике – формирование в детях самостоятельности, способности отстоять свою точку зрения и добиться поставленных в жизни целей.

Методика Воскобовича.

Изначальной целью инженера-физика, создавшего эту методику, было пополнение скудных запасов игрушек у детей постсоветского периода. В результате Вячеслав Воскобович смог создать многофункциональные по своей сути забавы для детей, несущие огромную смысловую нагрузку. Его так называемые учебные пособия предназначены для детей в возрасте от 2 до 10 лет. Самые известные из них - «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики», «Кораблик "Брызг-брызг"», «Математические корзинки», «Забавные буквы», «Теремки Воскобовича», «Складушки». Все игры по указанной методике предназначены для развития творческого потенциала детей – воображения, умения мыслить, фантазировать, правильно изъясняться. Каждая из них стимулирует к познанию детей в сфере цифр, букв, цветовой гаммы, конфигурации предметов, прочее. Занятия с игрушками Воскобовича начинаются с простого манипулирования, а со временем могут усложняться, переплетаясь с интересным сюжетом, который увлекает малыша.

Методика Китаева и Трунова.

Цель данной методики – укрепление и развитие физического потенциала малышей. Благодаря ей, дети растут более здоровыми не только в плане физического развития, но и психически-эмоциональном. Ведь важно не только то, как малыш будет развиваться интеллектуально, но и то, какой настрой он будет нести в себе.  Именно поэтому основополагающим принципом методики в данном случае является динамическая гимнастика. При отсутствии медицинских противопоказаний упражнения начинают с минимального уровня, который постепенно повышается. Заниматься по этой методике можно начинать с грудного возраста. Водные упражнения, входящие в перечень занятий, должны проводиться под контролем специалиста по плаванию. Применяя способы акватренинга, ребенок имеет возможность избавиться от стресса, расслабиться. Научившись нырять и задерживать дыхание, он стимулирует организм к  укреплению, после чего можно приступать к закаливанию малыша путем постепенного понижения температуры воды. То же касается и Бэби-йоги – комплекса специальной гимнастики с позами, напоминающими йоговские асаны, которую необходимо проводить также под наблюдением специалиста.

Методика Железновых.

Сергей и Екатерина – отец и дочь Железновы создали огромное количество музыкального материала, помогающего грамотно стимулировать творческие возможности малышей с самого раннего возраста. Так называемый учебный материал под названием «Музыка с мамой», подаваемый в веселой интересной форме, позволяет проводить занятия в виде забавных игр. Родители также могут принимать непосредственное участие в этих занятиях. Дети старше одного года с большим удовольствием занимаются танцами, поскольку разнообразные жесты и движения делают музыку понятной для них. Важно обратить внимание на подбор жанра музыки. Она может быть как классической, так и обычной танцевальной, но при этом непременно должна нравиться малышу. Главным плюсом этого метода обучения можно назвать получение навыков фокусирования  внимания детей, а также и умение контролировать свое тело. Стоит отметить, что методика «Музыка с мамой» весьма популярна и известна среди пап и мам в разных странах.

Методика Тюленева.

Этот способ обучения, разработанный педагогом-социологом, также предполагает наличие особой развивающей среды для ребенка. При этом, по мнению самого Тюленева, потенциал развития способностей детей увеличивается от 5 до 20 раз. Важной особенностью этой методики является ее точное планирование по дням и по часам и недопущение смешивания с другими методологиями. Как дидактический материал, Тюленев рекомендует использовать  специально разработанную азбуку МИРР, а также придуманные самим автором  игры и пособия обучающего характера.

В основу метода положено направление по интеллектуальному развитию детей. Все, что может мешать качественному обучению, должно быть устранено – реклама, телевидение, прочее. Каждая минута должна быть использована с максимальной пользой, так как младенческий возраст чрезвычайно важен при обучении. По утверждению самого П. В. Тюленева, его методика раннего развития дает возможность обучать детей до 3 лет не только чтению, но и математическим азам, а также дать понятие естественных наук. Результатом применения методики можно назвать самостоятельное усвоение 4 -5 летним ребенком программы начальной школы, а в 12-летнем возрасте он сможет закончить школу и поступить в высшее учебное заведение.

Вальдорфская педагогика.

Эта методика известна уже на протяжении 100 лет, и предназначена она для малышей от рождения до 21 года. В наши дни насчитывается большое количество школ и садиков во всем мире, где работают по канонам вальдорфской педагогики. В основу ее принципов положено создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка, а в процессе воспитания ключевая роль отводится примеру взрослых. Дети познают окружающий мир естественным путем, находя общий язык со средой и приобретая бесценный жизненный опыт. Дети обязательно проводят все свободное время на свежем воздухе, при этом они работают на огороде, выращивая овощи и цветы. Так они познают саму природу, вырабатывая независимость и ответственность. Нельзя принуждать детей к обучению, но при этом чрезвычайно важно соблюдать установленный режим дня. Все занятия основаны на сказочных событиях, а обязательной частью этапов учебы являются праздники. Важной особенностью этой методики получения знаний считается то, что дети играют не готовыми игрушками, а созданными самостоятельно либо вместе с родителями. Такой подход стимулирует у малышей развитие фантазии и воображения. Стоит отметить, что данная программа обучения способна помочь тем, чей малыш гиперактивен и агрессивен.

Методика Бориса Эльконина.

Это одна из наиболее успешных методик, касающихся обучения звуко-буквенной системы. В качестве дидактического материала здесь используются фишки, с помощью которых можно выложить звуковой и буквенный ряд. Методика рассчитана на детей от 3 лет и подразумевает формирование у них правильного словарного запаса, корректного построения речи, умения рассказывать и вести диалог. Д. Б. Эльконин утверждает: несмотря на то, что чтение для взрослых представляется как процесс оперирования буквенными знаками, на самом деле это считается своеобразной оболочкой, прикрывающей настоящее действие со звуками языка. Из этого следует, что при обучении чтению необходимо сконцентрировать усилия на раскрытии перед ребенком фонетической словесной формы, что и является главной целью его методологии.

Методика Сесиль Лупан.

Эта женщина – бывшая актриса, которая после рождения детей приняла решение серьезно заняться их гармоничным совершенствованием. Являясь почитательницей метода Глена Домана, она все же решила разработать собственные принципы обучения детей, в результате чего на свет появилась ее книга «Поверь в свое дитя». Основными убеждениями, которые положены в основу методики Сесиль, являются: поддержание заинтересованности малыша, его полноценное физвоспитание и приобщение а активности, а также коммуникация с малышом с первых дней его жизни. Книга С. Лупан рекомендует доступные игры, стимулирующие развитие слуха, чутья и прочего. Применяя такие игровые моменты, родители, несомненно, помогут своему малышу в полной мере познать окружающий его мир.

Как вы уже успели заметить, методик раннего развития на самом деле насчитывается очень много. Тем не менее, родителям не стоит ставить эксперименты над своим ребенком, испытывая на нем разные подходы. К тому же, совершенно не нужно расстраиваться, если выбранный вами метод не приносит нужных результатов. В любом случае всегда нужно помнить, что маленький человечек – всего лишь ребенок, а не компьютер.



Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо