Наши контакты
График работы
с 09:00 до 21:00
Без выходных

Счетные палочки Кюизенера

Счетные палочки Кюизенера

 

Бытует весьма распространенное мнение, что дети в большинстве не любят математику. Тем не менее, развить способности к математическим действиям, а также привить любовь к этому предмету позволяют некоторые специальные методики обучения, рассчитанные на самых маленьких учеников. К таким методикам относится разработка бельгийского учителя начальных классов, педагога с большим опытом, Джорджа Кюизенера. Его разработка дала возможность создать уникальный дидактическим материал, известный как цветные палочки Кюизенера.

Какие главные задачи?

Являясь по сути многофункциональным игровым пособием, набор цветных палочек, придуманный педагогом, стимулирует развитию детского творчества, познавательной активности, мелкой моторики и многому другому. Примечательно, что на начальном этапе малыши используют их просто как игрушку, которая помогает получить первые понятия о цвете, размере и форме. Далее с помощью палочек дети начинают постигать азы математических действий, узнавая загадочный мир чисел и цифр.

Если говорить об определенных практических целях, то данный счетный материал предоставляет детям возможность:

·         сформировать понятие конкретного числа и вычисления счета;

·         понять систему «больше-меньше»;

·         усвоить понятие «левый-правый», «середина», «равный», прочее;

·         стимулировать формирование креативности, умения моделировать и конструировать;

·         улучшить мелкую моторику пальцев.

Наилучшим периодом, когда занятия с цветными палочками будут наиболее эффективными, считается возраст 3 лет. Вместе с тем, некоторые педагоги советует начинать использовать данную методику уже в годовалом возрасте малышей.

Разновидности наборов цветных палочек

 

В наши дни потребителям предлагаются различные вариации комплектов для обучения. Они могут отличаться количеством счетного материала, оттенками, а также изготовляться из дерева либо пластика.

Обычный, традиционный набор Кюизенера состоит из 241 детали, которые производятся исключительно с дерева. Конфигурационно каждая деталь имеет вид параллелепипеда с поперечной площадью сечения в 1 см2. Длина самой короткой палочки составляет 1 см, длинной – 10. Цветовая гамма изделий также равна десяти оттенкам. Несмотря на то, что производители таких наборов могут нарушать используемые цвета, тем не менее, они всегда придерживаются определенных правил:

·         идентичные по всем параметрам палочки обязательно имеют один и тот же цвет, и при этом обозначают одно и то же число;

·         чем больше длина палочки, тем больше число, которое она определяет;

·         расцветка палочек обозначает числа от единицы до десятки.

Выбор цвета предусмотрен для того, чтобы упростить ребенку пользование счетным набором. Так, например, палочки 2, 4, 8 составляют так называемое красное семейство. 3, 6, 9 образуют синюю «семью», а к желтым относятся 5 и 10. Кроме того, такое распределение по цветным семействам характеризуется определенной закономерностью, связанной с соотношением по величине. «Красная семья» вмещает в себя числа, кратные двум, синие – кратные трем, желтые – пяти. «Семья белых» обозначает целое число и может единожды закладываться по длине любой палочки. Методический материал, помогающий взрослым правильно обучать детей счету и прочим математическим действиям, подробно изложен в информативном материале, сопровождающем каждый набор палочек Кюизенера.

Как проводятся занятия

Поскольку это игровое пособие рассчитано на разный детский возраст, то условно уроки с его использованием можно условно разделить на два этапа:

1.    Непосредственно игровой – малыш строит из палочек домики, дорожки, лесенку или применяет их в качестве мозаики для создания разных орнаментов. На этом этапе у детей очень хорошо развивается зрительное восприятие и мелкая моторика пальцев и рук. Роль взрослых в данном случае – ознакомить ребенка с названиями цветов и научить определять размеры палочек.

2.    Учебный – позволяющий сформировать понятия числовой последовательности и состава числа, применяя практические действия. Выбор упражнений в данном случае должен осуществляться с учетом возможностей, способностей и заинтересованности малыша. Продолжая игровой процесс, юным математикам можно давать мотивирующие задания – например, отремонтировать забор либо соорудить ступеньки. Более старшим детям есть смысл предложить несколько усложненные задания - построить лабиринт на скорость или найти нужное число, прочее.

На протяжении всех этапов обучения педагоги, практикующие счетные палочки Кюизенера, выработали основные формы упражнений, которые в общем можно сформулировать следующим образом:

·         простое рассматривание;

·         раскладывание по цвету и величине;

·         повторение действий взрослых;

·         запоминание;

·         определение самой длинной и самой короткой палочки из набора;

·         сравнение по длине;

·         измерение одной палочкой окружающих педметов;

·         «рисование» с помощью палочек изображений на картинках.

Дополнить и облегчить занятия по методике Кюизенера можно с помощью особых ярких пособий, содержащих рисунки-схемы. Они рекомендованы для разных возрастных категорий детей, и найти их можно в любом магазине, который реализует обучающие игры для юных дарований.

Есть ли недостатки в системе?

Как практически единогласно утверждают многие специалисты, у методики, выработанной Кюизенером, недостатки совершенно отсутствуют. На данный момент это учебное пособие-игра считается одним из самых лучших и эффективных в современной системе образования. Объясняется это тем, что цветные счетные палочки идеально вписываются в любую школьную программу и не вызывают особых сложностей в овладении учебного материала. Тем более что имеется весьма много положительных отзывов от родителей, которые самостоятельно дома учат своих детей математическим премудростям.

Однако, тем не менее, ложка дегтя в этой бочке меда все-таки нашлась. Чтобы получить нужный эффект в учебе, взрослый должен систематически уделять свободное время ребенку с тем, чтобы помогать и стимулировать его к учебе. В противном случае все усилия будут потрачены зря.


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо