Наши контакты
График работы
с 09:00 до 21:00
Без выходных

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская система обучения начала свою историю еще в далеком 1919 году. Ее основателем считается австрийский философ, мыслитель и педагог Рудольф Штайнер, который делал упор на развитие индивидуальности каждого ребенка и пропагандировал «уважение детства». Название эта методика получила от наименования сигаретной фабрики Вальдорф-Астория, владелец которой попросил Штайнера организовать учебный процесс для детей по его методу. В наши дни имеется множество школ в 60 странах мира, где обучение проводится по этой системе.

Основополагающие принципы системы

Как и многие другие авторы методик раннего обучения, Штайнер также считал, что каждый ребенок от рождения наделен талантом, который непременно нужно развивать. Однако при этом он твердо был уверен в том, что начинать малышей учить читать и писать слишком рано не стоит. По его мнению, процесс развития интеллекта уместен только тогда, когда ребенок будет полностью готов к восприятию новых знаний.

Для вальдорфской педагогики характерны следующие принципы:

·         создание всех условий, необходимых для благотворного влияния на маленького ученика;

·         проведение всех занятий и учебных действий исключительно в игровой форме;

·         приобщение малыша к здоровому образу жизни, искусству и трудовой деятельности;

·         взаимодействие ребенка с окружающим миром естественным путем, через общение с природой;

·         минимальный доступ малыша к радио и телевидению, которые способствуют раннему взрослению;

·         отсутствие оценивания действий ученика, так как он будет стараться работать не ради достижений, а ради хорошей отметки;

·         отсутствие принуждения при выполнении ребенком заданий;

·         поддержка любого проявления инициативы малыша;

·         использование в играх игрушек, изготовленных самостоятельно или при помощи взрослых;

·         точное соблюдение установленного распорядка дня;

·         задействование проведения праздников как обязательной части учебного процесса;

·         проведение уроков, основанных на сюжетах сказок;

·         обязательный учет при планировании уроков возрастных особенностей детей.

Суть преподавания по вальдорфской методике

Самый главный акцент, на который делается упор в этой системе обучения – духовное развитие человека. Весь учебный материал символически подразделяется на условные блоки, называемые эпохами. Независимо от этапов обучения, каждый учебный день ребенка разбит на три части:

·         духовная, где должно преобладать активное мышление;

·         душевная, предусматривающая занятия по музыке и эвритмическим танцам;

·         практическая – в это время дети выполняют творческие задания в виде рисования, шитья, лепки, изготовления поделок из дерева, прочее.

Учителя могут подстраивать программу одного дня под определенную тематику. К примеру, если нужно уделить время математике, то ребятам можно предложить найти математические закономерности в рисунках или танцах.

Проведение праздников и концертов в рамках обучения по вальдорфской системе чрезвычайно сближает детей и дает им возможность самовыражаться. Ребята вместе со взрослым готовятся к этим мероприятиям – шьют костюмы, репетируют, украшают концертный зал. Для стеснительных детей такие мероприятия становятся отличным способом научиться бороться со своими комплексами. В качестве зрителей зачастую приглашаются родственники и знакомые учеников – таким образом, каждый из них ощущает нужную психологическую поддержку.

Результативность применения методики

Вальдорфская система зарекомендовала себя как самая неоднозначная и наиболее обсуждаемая методика развития детей за последние сто лет. Она дает возможность воспитать свободного в мышлении и действиях, умного и смелого ребенка, любящего природу. Во время обучения у малышей очень хорошо развивается мелкая моторика рук, что дает положительный эффект в дальнейшем для развития речи. За формирование правильной координации головного мозга в данном случае отвечают занятия эвритмией, предусматривающие выполнение музыкальных и физических упражнений. Теплая и дружественная атмосфера, присутствующая в вальдорфских школах, действительно хорошо способствует полноценному развитию личности. Как правило, в таких учреждениях нет директоров, а общее управление осуществляется советом, куда входят учителя и родители.

Стоит отметить, что дети, обучающиеся по вальдорфской системе, уже с первого класса учатся играть на музыкальных инструментах и начинают учить два иностранных языка. Помимо этого, много времени в программе уделяется штудированию истории, мировой культуры и прочих гуманитарных дисциплин. Также юные ученики стараются постичь навыки изобразительного искусства, занимаясь рисованием.

Также необходимо отметить, что вальдорфская педагогика – это плодотворное сотрудничество малышей и взрослых. Используя умение детей во всем подражать старшим, мамы и папы должны стать примером во всем, вызывая интерес к разным сферам деятельности.

Некоторые отрицательные моменты

Несмотря на то, что вальдорфская система пользуется популярностью уже боле ста лет, она все же имеет определенные недостатки, которые выражаются в следующем:

·         учителя не учат детей чтению и письму, поэтому им приходится довольно сложно на первых порах в обычной школе;

·         произведения, предлагаемые для изучения по этой программе, несколько ограничены в тематике;

·         согласно рекомендациям автора методики, книги необходимо не читать, а пересказывать;

·         основу педагогического учения составляет антропософия, которая не пользуется поддержкой традиционной церкви;

·         дети, обучающиеся по указанной программе, довольно сложно адаптируются в среде сверстников в обычной школе.

Кроме того, желательно, чтобы обстановка дома и семье полностью соответствовала принципам, заложенным в основу обучения по этой системе.


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо